Дело № 12-23/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Ульяновск 09 февраля 2018 г.
Судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска Земцова О.Б.,
при секретаре Прокудиной К.В.,
рассмотрев жалобу Сафоновой Е.В. на постановление заместителя начальника контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области ФИО5 № от 20 ноября 2017 г. в отношении
Сафоновой Е.В.,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>.
по которому она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области ФИО5 № от 20 ноября 2017 г. Сафонова Е.В., исполняющая обязанности начальника отдела обеспечения медицинскими изделиями АО «Ульяновскфармация», признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.7.32 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В жалобе Сафонова Е.В. просит постановление отменить, освободить ее от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного деяния, на основании ст.2.9 КоАП РФ.
В обоснование доводов указывает, что между АО «УльяновскФармация» и ГУЗ «Старомайнская районная больница» был заключен контракт № от 22 июля 2016 г. на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями. В приложении к контракту указан перечень медицинских изделий, используемых при оказании услуги. В данный перечень включены перчатки хирургические стерильные и нестерильные.
В ходе исполнения контракта ГУЗ «Старомайнская районная больница» обратилось в адрес АО «УльяновскФармация» с просьбой доставить в ее адрес в связи с экстренной необходимостью перчатки для клинико-диагностических и лабораторных работ смотровые, перчатки для продолжительных общехирургических работ, перчатки для операций в условиях повышенного риска заражения гемоконтактными инфекциями, перчатки для непродолжительных диагностических обследований и терапевтических процедур, требующих стерильности, в том числе перевязок.
Предметом контракта № от 22 июля 2016 г. является оказание услуги по обеспечению заказчика медицинскими изделиями.
Учитывая, что у лечебного учреждения имелась экстренная потребность в обеспечении медицинскими изделиями – вышеперечисленными перчатками, в целях обеспечения лечебного процесса, а также принимая во внимание, что предметом контракта являлось оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями, она полагала, что заключение дополнительного соглашения на увеличение объема оказываемых услуг по обеспечению медицинскими изделиями в пределах 10% с изменением цены в пределах 10% от цены контракта, не будет противоречить требованиям ст. 95 Закона о контрактной системе и условиям контракта. Кроме того, отказ в доставке в адрес лечебного учреждения необходимых медицинских изделий мог привести к негативным последствиям, срыву лечебного процесса.
В связи с чем по предложению заказчика – ГУЗ «Старомайнская районная больница» было заключено дополнительное соглашение от 21 ноября 2016 г., в соответствии с которым увеличен объем оказываемой услуги не более чем на 10% с увеличением цены контракта не более чем на 10%, а именно дополнительным соглашением внесены изменения в приложение № к контракту путем включения в него перчаток для клинико-диагностических и лабораторных работ смотровые, для продолжительных общехирургический работ, для операций в условиях повышенного риска заражения гемоконтактными инфекциями, для непродолжительных диагностических обследований и терапевтических процедур, требующих стерильности, в том числе перевязок.
Умысла на нарушение норм Закона о контрактной системе у нее не было. Она стремилась максимально и добросовестно исполнить свои должностные обязанности исходя из того, что заключение дополнительного соглашения не противоречит требованиям законодательства, а также учитывая потребности больницы в данных перчатках. Принимая во внимание социальную значимость деятельности лечебного учреждения отказ в заключении дополнительного соглашения мог привести к негативным последствиям в виде перерыва в оказании медицинской помощи гражданам. Существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате заключения дополнительного соглашения не имелось, ущерб не причинен.
В судебном заседании Сафонова Е.В. и ее защитники Цывочка А.С., Липинская Н.В. доводы, изложенные в жалобе поддержали, просили постановление отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Представитель административного органа Мошкова Ю.Е. в судебном заседании пояснила, что состав административного правонарушения имеет место, поскольку в пп. «б» п.9.1. раздела 9 контракта № от 22 июля 2016 г., заключенного между ГУЗ «Старомайнская районная больница» и АО «УльяновскФармация» указано, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом объем услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом объем оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему услуги исходя из установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы услуги.
Поскольку, перчатки, в отношении которых было заключено дополнительное соглашение 21 ноября 2016 г., не входили в предусмотренных контрактом объем услуги, так как в нем оговорен другой вид перчаток, не предусмотренных контрактом, в связи с чем данное соглашение заключать было нельзя. В результате заключения данного дополнительного соглашения бюджет понес убытки в размере 123 324 руб. 92 коп.
Также указала, что Сафоновой Е.В. было назначено минимальное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Заслушав заявителя, защитников, представителя административного органа, свидетеля, ознакомившись с жалобой, проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
В период с 03 августа 2017 г. по 31 августа 2017 г. контрольным управлением администрации Губернатора Ульяновской области проведена плановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Бюджетного кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в государственном учреждении здравоохранения «Старомайнская районная больница» за 2016, 2017 года, по результатам которой составлен акт.
При проведении проверки установлено изменение условий контракта, заключенного между ГУЗ «Старомайнская районная больница» и АО «УльяновскФармация», что является нарушением ст. 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из материалов дела следует, что 22 июля 2016 г. между ГУЗ «Старомайнская районная больница», в лице главного врача ФИО9, с одной стороны, и АО «УльяновскФармация», в лице генерального директора ФИО10, с другой стороны» заключили контракт № на оказание услуги по обеспечению заказчика медицинскими изделиями (п. 1.1. раздела 1)
Как следует из п.1.2. раздела 1 контракта медицинские изделия, указанные в п.1.1. контракта, определяются спецификацией, являющейся неотъемлемой частью данного контракта (приложение №).
Цена контракта составляет 3 848 337 руб. 69 коп., в том числе НДС (п.3.1).
Цена контракта включает все расходы исполнителя, связанные с оказанием услуги, в том числе стоимость медицинских изделий, хранение, упаковки, маркировки, транспортные и погрузочно-разгрузочные расходы, расходы на перевозку, страхование, уплату пошлин, налогов (в том числе НДС) и сборов, установленных законодательством Российской Федерации (п.3.2).
Установленная цента контракта является фиксированной и не подлежит изменению в течение срока действия контракта, за исключением случаев, установленных в разделе 9 данного контракта.
Согласно п.9.1. Контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашения сторон в следующих случаях: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом объем услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом объем оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему услуги исходя из установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы услуги.
Как следует из приложение № (спецификация) к контракту: услуга по обеспечению медицинскими изделиями, в количестве 1 на сумму 3 848 337 руб. 69 коп.
В приложения № (описание и количество используемых при оказании услуг медицинских изделий) к контракту указаны: перчатки латексные хирургические стерильные анатомической формы SFM – опудренные; перчатки латексные хирургические нестерильные анатомической формы SFM – опудренные.
21 ноября 2016 г. было заключено дополнительное соглашение № к контракту № от 22 июля 2016 г. между ГУЗ «Старомайнская районная больница» в лице главного врача ФИО9 и АО «УльяновскФармация», в лице генерального директора ФИО10, согласно п.1 которого, п.3.1. контракта № от 22 июля 2016 г. изложен в следующей редакции: «цена контракта составляет 4219033,69 рублей, в том числе НДС.
Как следует из п.4 соглашения, добавлены позиции, указанные в приложении № данного дополнительного соглашения в приложение № к контракту от 22 июля 2016 г. № «Описание и количество используемых при оказании услуг медицинских изделий».
Согласно приложения № к дополнительному соглашению (описание и количество используемых при оказании услуг медицинских изделий), указаны наименование товара и наименование требования к значению показателя, согласно которых добавлены следующие наименования товара: перчатки для клинико-диагностических и лабораторных работ: смотровые, гипоаллергенные (отсутствие протеинов натурального латекса), неопудренные, материал неопрен, текстурированные в области пальцев, высокоэластичные; перчатки для продолжительных общехирургических операций: хирургические, стерильные, гипоаллергенные (отсутствие протеинов натурального латекса), неопудренные, материал полиизипрен, внутренне синтетическое покрытие (полиуретан); перчатки для продолжительных общехирургических операций: хирургические, стерильные, гипоаллергенные (отсутствие протеинов натурального латекса); неопудренные; внутренне синтетическое покрытие (полиуретан); перчатки для операций в условиях повышенного риска заражения гемоконтактными инфекциями: хирургический, стерильные, неопудренные, многослойные с дезинфекктантом на основе хлоргексина латекс или безлатексный материал; перчатки для операций в условиях повышенного риска заражения гемоконтактными инфекциями: хирургический, стерильные, неопудренные, многослойные с дезинфектантом на основе хлоргексидина латекс или безлатексный материал; перчатка для непродолжительных диагностических обследований и терпевтических процедур, требующих стерильности, в т.ч. для перевязок: смотровые, стерильные, опудренные, латекс; перчатки для непродолжительных диагностических обследований и терапевтических процедур требующих стерильности, в т.ч. для перевязок, материал латекс.
Как следует из указанных выше документов, перчатки, указанные в приложении к дополнительному соглашению, не были включены в приложение № к контракту от 22 июля 2016 г. №.
Следовательно, при заключении дополнительного соглашения № к контракту № от 22 июля 2016 г. не было учтено, что перчатки, указанные в приложении № к дополнительному соглашению № от 21 ноября 2016 г. не входили в объем услуги, предусмотренной вышеуказанным контрактом.
06 февраля 2017 г. по дополнительному соглашению оказаны услуги по обеспечению медицинскими изделиями, не предусмотренными контрактом, на сумму 123 324 рубля 92 копейки.
Таким образом, при исполнении контракта АО «УльяновскФармация» оказало ГУЗ «Старомайнская районная больница» услугу по обеспечению медицинскими изделиями с использованием медицинских изделий, не предусмотренных приложением № к контракту, определяющим наименование и количество используемых при оказании услуги медицинских изделий, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств на сумму 123 324 рубля 92 копейки.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из примечания к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
На заместителя начальник отдела обеспечения медицинскими изделиями АО «Ульяновскфармация» Сафонову Е.В. временно возложены обязанности начальника отдела обеспечения медицинскими изделиями (приказ АО «УльяновскФармация» от 02 февраля 2016 г. № «О возложении обязанностей временно отсутствующего работника в отделе обеспечения медицинскими изделиями»).
Согласно п.1 приказа АО «УльяновскФармация» от 02 февраля 2016 г. № «О назначении ответственного», обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при заключении, исполнении, расторжении договоров, контрактов на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями, поставки медицинских изделий с государственными заказчиками, а также контроль за соответствием требований указанного закона спецификаций, дополнительных соглашений и других приложений к указанным договорам, контрактам, возложена на исполняющего обязанности начальника отдела обеспечения медицинскими изделиями АО «УльяновскФармация» Сафонову Е.В.
Таким образом, исполняющим обязанности начальника отдела обеспечения медицинскими изделиями АО «УльяновскФармация» Сафонова Е.В. в период с 02 февраля 2016 г. по настоящее время является лицом, ответственным за соблюдение законодательства о контрактной систем в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при заключении, исполнении, расторжении договоров, контрактов на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями.
В связи с указанными выше нарушениями ведущим консультантом департамента контроля за составлением и исполнением областного бюджета в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области ФИО11 в отношении Сафоновой Е.В. составлен протокол по ч.5 ст.7.32 КоАП РФ.
20 ноября 2017 г. постановлением № заместителя начальника контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области ФИО5 Сафонова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.7.32 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются актом проверки от 21 сентября 2017 г. №, протоколом об административном правонарушении № от 15 ноября 2017 г., постановлением № от 20 ноября 2017 г. и иными материалами дела.
Также совершение данного административного правонарушения подтверждено показаниями свидетеля заместителя начальника контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области ФИО5
При таких обстоятельствах действия Сафоновой Е.В. правильно квалифицированы по ч.5 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы административного органа соответствуют действующему законодательству, фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В силу ч.1 ст.3.1, ч.1 ст.3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание, в том числе административный штраф, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Таким образом, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях с учетом названных обстоятельств, при этом применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью должностного лица административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении настоящей жалобы не усматривается.
Наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. назначено Сафоновой Е.В. со ссылкой на ч.1 ст. 3.5 КоАП РФ, в соответствии с которой административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для должностных лиц в размере, не превышающем пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей (ч.2.2).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.2.3).
Поскольку совершенное правонарушение существенной угрозы не представляет, тяжких последствий для жизни и здоровья граждан не наступило суд полагает, что цели наказания могут быть достигнуты путем назначения административного наказания в виде штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для должностных лиц в размере 25 000 рублей.
При определении размера наказания суд также учитывает характер совершенного административного правонарушения, материальное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области ФИО5 № от 20 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сафоновой Е.В. изменить в части назначенного наказания, снизить размер административного штрафа до 25 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.Б. Земцова